книжная лавка

«Воспитание сказкой - радость встречи с книгой»

Радость встречи с книгой.
Взрослый знает, что книга не только учит, развивает и воспитывает ребенка, она пробуждает в маленьком человеке самые разнообразные творческие начала, она помогает детской фантазии обрести богатую образность и внутренний смысл. Ребенок не может не играть, не выдумывать, не сочинять. Это неизбежно, это его способ проникновения в реальную действительность. Но что именно он выдумывает? Как сочиняет и почему сочиняет именно это? Какие нравственные и эстетические причины проявляются в детской игре, которая понемногу, зачастую незаметно для самого ребенка, становится его настоящей жизнью? Мир чтения, мир книги с ее литературными и графическими образами, помогает взрослому насытиться и направить детское воображение. Книга подает ребенку пример творчества, пример творческого отношения к реальному миру. Именно здесь, на книжной странице, малыши встречают впервые гармоническое отражение действительности. Книжка рассказывает самое главное, показывает самое красивое. Есть в детской литературе книги разные: веселые и грустные, но они всегда жизнеутверждающие. Поэтому дети не могут не любить книгу, поэтому радуются книге, как празднику. А взрослые должны подготовить эту радость, помочь ребенку понять, почувствовать книгу во всей ее полноте.Воспитание сказкой
До какого-то возраста дети живут в сказке, как равноправные члены сказочного мира. И это естественно, потому что сказка близка и созвучна их мироощущению. В самом начале жизни она встречает детей фантастическими образами, увлекательными приключениями, красочностью и яркостью своего мира. Вся эта свежесть, чистота, напевность, гармоническая цельность сказки служат для малышей первым толчком к развитию фантазии, мышления, творчества. А безыскусственная простота и красота сказочных героев и их поступков необходимы детскому сознанию как первое отражение мира, истинных человеческих отношений в чистом зеркале подлинного искусства. В каждой сказке проложена граница между Добром и Злом. Они непримиримые враги, они находятся в извечной борьбе. И в этом противоборстве всегда побеждает Добро, всегда торжествует справедливость. Эта идея победы Добра над Злом всегда убедительна, потому что вынашивалась и рождалась вместе с возникновением сознания людей и совершенствовалась вместе с его развитием, потому что пронизана верой и надеждой всего человечества в торжество добрых начал. А вера эта подкреплена временем. Именно потому так сильна сказка и именно поэтому дети так верят в нее. В почти любой народной сказке все подчиняется только совершенным законам человеческого бытия, тем идеалам, которые прошли проверку многих поколений людей, выкристаллизовались, стали общечеловеческими. И детям легко принять эти идеалы, легко согласиться закономерностью. Очень важно для детей, что в сказке герой, олицетворяющий добро, всегда прекрасен. Это или непобедимый богатырь, защищающий свой народ, или просто человек, побеждающий зло умом, мудростью и находчивостью. В любом случае положительного героя отличают ум, красота, умелые руки или доброе волшебство, а отрицательного зло, уродство и коварство. Поэтому дети любят сказочных героев, верят им и переносят эту веру и любовь из мира сказочного в мир реальный. Благодаря сказке дети начинают осознавать главнейшие истины человеческой жизни. Сказка помогает формировать основы нравственности, морали, по законам которой им предстоит жить. Та самая простая, простейшая сказка, которую мы, став взрослыми, начинаем считать детской забавой.
Читайте с детьми как можно больше, а главное поговорите, о чем прочитали!Русские народные сказки
Играют большую роль в формировании у детей музыкального слуха, вкуса к поэзии, любви к природе, к родной земле. Они возникли в незапамятные времена. Русские народные сказки – это самый популярный и самый любимый детьми жанр. Все происходящее в этих сказках фантастично и замечательно по своей задаче: герои этих сказок, попадая из одной опасной ситуации в другую, спасает своих друзей, наказывает врагов – борется и бьётся не на жизнь, а на смерть. Прочитайте с детьми дома такие сказки: «Петушок и бобовое зернышко», «Кот, лиса и петух».
Подготовьте, пожалйста, рисунок к русской народной сказке совместно с ребенком, после прочтения, для организации выставки в группе по теме «Русские народные сказки».

Загадки, пословицы, приметы, поговорки про снег, метель и вьюгу

Славяне, в силу географических и климатических причин, посвятили довольно много произведений холодной поре года - зиме. Сельскохозяйственный уклад жизни позволял заниматься творчеством лишь долгими зимними вечерами, а так как этих холодных вечеров выпадало довольно много, то неудивительно, что снегу, вьюге, метели и прочим прелестям зимы посвящено большое количество материалов. Много внимания со стороны народных творцов уделялось разным аспектам зимы - как с хорошей стороны, так и не очень.
Мы попытались собрать некоторые материалы о зиме на страницах нашего сайта. Здесь собраны различные литературные формы посвященные снегу, метели и вьюге - загадки с ответами, стихи, приметы, пословицы и поговорки. Загадки про снег
Вился, вился белый рой, Пал на землю - стал горой. (Снег)
Он тучей чёрной был сначала,  Он белым пухом лёг на лес.  Покрыл всю землю одеялом,  А по весне совсем исчез.  (Снег)
С неба падают пушинки, Крутят-вертят хоровод. Побелели все тропинки, Скоро праздник - Новый год. Белый пух кружит привычно, Знает всякий человек,  Что под Новый год обычно Падает на землю... (Снег)
Он пушистый, серебристый, Но рукой его не тронь: Станет капелькою чистой, Как поймаешь на ладонь. (Снег)
Он всё время занят делом, Он не может зря идти. Он идёт и красит белым, Всё, что видит на пути. (Снег)
Дождь и слякоть,  Грязь и ветер,  Осень, ты за всё в ответе!  Мёрзнет бедный человек,  Выпал первый белый...  (Снег)
Словно перышки Жар-птицы,  Весь сверкает и искрится,  Запорошил весь лужок,  Зимний беленький...  (Снежок)
Бел, как мел, да не сахар, Ног нет, а идёт. (Снег) 
Пушистый ковёр - Не руками ткан, Не шелками шит, При солнце да месяце Серебром блестит. (Снег)
Вился, вился белый рой, Пал на землю - стал горой. (Снег)
Он летает белой стаей и сверкает на лету.  Но звездой прохладной тает на ладони и во рту.  Он на солнышке - румяный, под луной же - голубой.  Он за ворот и в карманы залезает нам с тобой.  Он то белый, то лохматый, то пушистый, как медведь.  Раскидай его лопатой, как зовут его, ответь! (Снег)
Из небесного мешка Вдруг посыпалась мука! Засыпает всё вокруг - Лес, поля, дома и луг... А как только ты возьмёшь, Да муки той наберёшь… Смотришь, а её уж нет! Лишь остался мокрый след. Что за странная мука?!  Не видать нам пирога!  (Снег)
Я как песчинка мал, Я землю покрываю; Я из воды, Но с воздуха летаю; Как пух лежу я на полях И как алмаз блещу При солнечных лучах. (Снег)
Скатерть бела - Да всё поле одела.  (Снег)
Зимой греет, Весной тлеет.  Весной умирает, Осенью оживает.  (Снег)
Бело покрывало на земле лежало, Лето пришло — оно все сошло.  (Снег)
Плыла лебедь сытая,  вниз кидала-сыпала  на поля-озерушки,  белый пух да перышки.  (Снег) 
На дворе горой, А дома водой. (Снег)
Одеяло бело, Землю грело. Ветер подул, Одеяло согнул. Солнце припекло, Оно и потекло. (Снег)
Выгляну в оконце, Там лежит суконце. Хоть всю зиму там лежит, Но весною убежит. (Снег)
Едут сани по дороге,  Вьется ниточкой стежок.  От полозьев след остался,  Запорошил след...  (Снежок)
У него и красок нет,  но всё красит в белый цвет. (Снег)
С неба падают зимою И кружатся над землей Легкие пушинки, Белые... (Снежинки)
Зимой - звезда, Весной - вода. (Снежинка) 
Что за звездочки резные На пальто и на платке? Все сквозные, вырезные, Как возьмешь - вода в руке. (Снежинки)
Белой стайкой мошкара Вьется, кружится с утра. Не пищит и не кусает - Белым землю укрывает. (Снежинки)
С неба звёзды падают, Прямо на поля. И под ними скроется Чёрная земля. Много-много звёздочек Тонких, как стекло; Белые, холодные, А земле тепло. (Снежинки)Загадки про метель и вьюгу
Это кто, воя, без крыльев летает, Без метёлки следы заметает,  Лепит сугробы из снежного теста,  Да двигает их с места на место?  (Метель)
Порассыпала Лукерья  Серебряные перья,  Закрутила, замела,  Вот и улица бела.  (Метель)
Гуляю в поле, Летаю на воле, Кручу, бурчу, Никого знать не хочу. Вдоль дороги пробегаю, И сугробы наметаю. (Метель) 
Прошла девушка Беляна -  побелела вся поляна. (Вьюга)Пословицы, поговорки, приметы о снеге и метели
Где зима без снега - там и лето без хлеба.  Больше снега на полях - больше хлеба в закромах.  И снег на зонте будет легок, если подумаешь о том, что это твой снег. Много снегу - много хлеба, много воды - много травы. Где снег, там и след: не было снегу, не было и следу.  Будет снег глубок - будет и год хорош.  И зимою б съел грибок, да уж очень снег глубок. Не первый снег на голову.  Коль за дело сумеешь взяться - и снег загориться, а коль не сумеешь, то и масло не вспыхнет. Больше снега на полях - больше хлеба в закромах.  Не то снег, что метет, а то, что сверху идет.  Задержишь снег на полях зимой - будешь с хлебами осенью. Много снегу - много хлеба, много воды - много травы.  Снега надует-хлеба прибудет, вода разольется - сена наберется.  Пусть снег холодный, а от стужи укрывает. Как ни мойся, а белее снега не будешь. Белый снег на черную землю, и то к лицу. Вьюги и метели под февраль налетели. У врагов шинели не по нашей метели. Январю-батюшке — морозы, февралю — метели.Стихи о снеге, метели и вьюге
Зимнее утро
А. С. Пушкин
Мороз и солнце; день чудесный!  Еще ты дремлешь, друг прелестнй,-  Пора, красавица, проснись:  Отркрой сомкнуты негой взоры Навстречу северной Авроры,  Звездою севера явись!  Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,  На мутном небе мгла носилась;  Луна, как бледное пятно,  Сквозь тучи мрачные желтела,  И ты печальная сидела - А нынче... погляди в окно:  Под голубыми небесами Великолепными коврами,  Блестя на солнце, снег лежит;  Прозрачный лес один чернеет,  И ель сквозь иней зеленеет,  И речка подо льдом блестит.  Вся комната янтарным блеском Озарена. Веселым треском Трещит затопленная печь.  Приятно думать у лежанки.  Но знаешь: не велеть ли в санки Кобылку бурую запречь?  Скользя по утреннему снегу,  Друг милый, предадимся бегу Нетерпеливого коня И навестим поля пустые,  Леса, недавно столь густые,  И берег, милый для меня.
Снег в лицо, метель и вьюга Снег в лицо, метель и вьюга  Ветер щупает меня  Где же ты, моя подруга  Греешь руки у огня? 
Ты в тепле, а я на стуже  Мои мысли все в снегу  Ты скажи, я тебе нужен?  Скажешь нет - я все пойму. 
Снег в лицо, как неприятно  Когда знаешь наперед Что вся жизнь безрезультатна  Что душа лишь не умрет. 
И метель ее подхватит Будет над землей носить  И кружась в белом халате  Будет господа просить. 
За меня и за страданья,  Что я вынес не за зря.  Видел боль и состраданье  И смотрел в глаза любя. 
А теперь над белым полем  Я лечу быстрей, быстрей...  И не чувствую я боли,  Жизнь прожил я вместе с ней. 
Снег в лицо, я хмурю брови.  Утопаю я в снегу.  Захлебнусь я в снежном море  Мне не выплыть. Не смогу. 
Вьюга своего добилась.  Заманила, завела…  Жизнь моя остановилась  В чем-то и моя вина. 
Сдался я без капли крови,  Меч из ножен не достал  Не почувствовал я боли,  Я ее не испытал. 
Своего добилась вьюга -  На руке моей кольцо.  Не грусти, моя подруга,  Не грусти, что снег в лицо.
***
Под ногами снег хрустит  Лёд, зима, метель и вьюга  Месяц по небу скользит. Все недвижно, одиноко.
Дух мой здесь совсем простужен, Но, увидев свет в окне,  Мне родном и очень нужном  Забываю о зиме. 
Там родные. А племяшка  Ручкой машет у окна… Стало все вокруг прекрасным, Ведь у нас цветёт весна.
***
А. А. Фет
Чудная картина,  Как ты мне родна:  Белая равнина,  Полная луна,  Свет небес высоких,  И блестящий снег,  И саней далеких  Одинокий бег. 
Пороша
С. Есенин 
Еду. Тихо. Слышны звоны.  Под копытом на снегу,  Только серые вороны  Расшумелись на лугу. 
Заколдован невидимкой,  Дремлет лес под сказку сна,  Словно белою косынкой  Подвязалася сосна.
Понагнулась, как старушка,  Оперлася на клюку,  А над самою макушкой  Долбит дятел на суку. 
Скачет конь, простору много,  Валит снег и стелет шаль.  Бесконечная дорога  Убегает лентой вдаль.

«Положи твоё сердце у чтения»


Ребёнок седьмого года жизни, научившись читать, самостоятельно постигает с малых лет известную ему «Репку» и размышляет над сказкой: «И зачем было такую репку сажать, которую сам вытянуть не можешь! А эти! Прибежали, зовут друг друга, суетятся, и все такие беспомощные. Не нравится мне эта сказка!»
Им, сегодняшним детям, в художественном произведении не нравится многое: и то, что в пушкинской сказке о рыбаке и рыбке старуху обвиняют. За что её ругать: со стариком 30 лет и три года прожили, ничего не нажили, и после этого она к нему хорошо относиться должна! И то, что Колобок таким несообразительным оказался: надо было не повиноваться Лисе, а заменить её на ту, что помоложе, что лучше слышит, тогда бы и жив остался. Не нравится и то, что Каштанка, проявив свою собачью сущность, мчится на голос старого хозяина, забыв о своём положении примы на арене цирка, сытной еде, коврах и удобствах в доме хозяина нового: куда мчится – то: к полям, стружкам, пинкам!
Сегодняшние дети видят жизнь, изображённую в художественном произведении, по-другому, приоритетными считают иные ценности, имеют иные суждения о том, что было и что есть, и мы, взрослые, это знаем, но понять мир ребёнка конца 20 века не можем, потому что не хотим. Мы по-прежнему утверждаем, что «Репка» - это сказка о дружбе, о силе коллектива, способного совместно сделать большое дело, которое неподсильно одному, не задумываясь о том, что по этому поводу думает малыш.
Наше общение с ребёнком в процессе чтения художественного произведения зачастую или не предполагает никакого разговора о прочитанном, или имеет форму диктата: понимай, как я, думай, как я. Результат такого общения – не только практически полная потеря интереса к чтению, к обдумыванию прочитанного (по мнению исследователей, только от 2 до 8 % детей-школьников любят читать и своей ведущей деятельностью считают чтение), но и воспитание новой человеческой генерации – безразличных ко всему на свете конформистов. Этот процесс начинается в семье, ДОУ и успешно продолжается в школе, заканчивая которую ребёнок усваивает: говорить надо не то, что думаешь, а то, что хотят услышать от тебя.
Недовольство взрослых могут вызвать и вызывают детские фантазии, основанные на невольном фонетическом искажении прочитанного. Многие дети верят в то, что в народных сказках существует какой-то несчастный Добран, которого все жуют, потому что так они слышат известную концовку: «Стали жить-поживать, да добра наживать».
У ребёнка дошкольного возраста речевой слух находится в процессе развития. Малыш не всегда различает звуки речи, не всегда может уследить за непрерывным потоком слов. Ему бывает, неясен как смысл каждого отдельного слова, услышанного впервые или в непривычном сочетании, так и смысл фразы в целом. У дошкольника словарный запас и жизненный опыт не настолько велик, чтобы безупречно ориентироваться в звучащем тексте. В результате, услышанное им трактуется по-своему, так, как понятно только ему. Созданное малышом глубоко индивидуально, образно, красочно. За неправильно понятым словом или фразой порою встаёт целый мир детских видений, в котором ребёнку уютно потому, что он стал для него близким, отчётливым.
У литературного произведения сейчас много заместителей: аудио, видео, телепрограммы, компьютерные игры. Они ярки, увлекательны, их воздействие активно. Они не требуют того внутреннего напряжения, переживания, той работы ума, которые естественны при чтении хорошей, серьёзной книги.

Период тотального влияния электронных зрительных образов на ребенка начался в России сравнительно недавно. Проблема «Визуальная культура и ребёнок» только начинает изучаться. Но аксиомой в ней является то, что мы не имеем права лишать ребёнка всего того, что создано технической мыслью нашего века, как и не имеем права не замечать и не исследовать то отрицательное, что электронный мир таит в себе. Причём внимание к этой проблеме должны проявлять все: от матери до исследователей.
Ещё в 1960 году английским писателем Д.Б.Пристли было замечено, что готовые зрительные образы не содействуют развитию собственной способности создавать, образно мыслить. Это обедняет человека духовно, не пробуждает творческой энергии, даёт готовые поведенческие штампы, причём зачастую далеко не лучшие их образы.
Находясь в электронном мире, дети научились обходиться без нас, взрослых. И это ещё одна проблема, которую мы стараемся не только не замечать. Но поощряем и приветствуем такие взаимоотношения. Ведь они освобождают нас от постоянных «почему?», «поиграй со мной», «что будет, если…».
Сейчас весь мир озабочен тем, как вернуть книгу в руки ребёнка, как сделать компьютер союзником книг, помощником читателя.
  традиционно проблема формирования грамотного читателя считалась школьной проблемой, но сегодня почти все дети, идущие в школу, умеют читать и к семи годам успевают устать от постоянных упражнений в технике чтения и возненавидеть и «маму, моющую раму», и «Репку», и все книги, которые им ещё предстоит прочесть. Мы учим детей читать, но не учим уважать и понимать книгу, осознавать её роль в жизни человека, не учитываем индивидуальность ребёнка. Исследования по указанным проблемам, проведённые в течении более чем полутора веков, стали для нас догматом, а не основной для изучения современного ребёнка и его взаимоотношений с книгой вообще, и с современной книгой в частности. Думается, именно сейчас мы должны не только обратить внимание, но и приступить к деятельному решению этих проблем.

Книга для чтения.
     Эта книга вторая в комплекте хрестоматий для чтения детям дошкольного возраста. На ее страницах предостаточно героев, с которыми детям будет интересно и приятно повстречаться. Это неутомимые на выдумки персонажи произведений М. Зощенко, В. Драгунского, А. Введенского, Л. Пантелеева, а также зарубежных авторов. В хрестоматии много народных песенок, небылиц, считалок, скороговорок. На пятом году жизни у детей появляется любовь к слову. Ребенок с особым удовольствием повторяет звукосочетания, которыми так богаты произведения малых фольклорных жанров. Благодаря тому, что ребенок легко заучивает и по многу раз произносит тексты, насыщенные звукосочетаниями разной степени сложности, у него вырабатывается умение различать на слух близкие по звучанию слова, улучшаются звукопроизношение и дикция, формируется фонематическое восприятие, которое имеет огромное значение для успешного овладения грамотой.